Построение диаграмм с использованием Мастера диаграмм
Для создания диаграмм используется Мастер диаграмм. Мастер диаграмм позволяет создавать диаграмму по шагам с помощью серии диалоговых панелей.
Построение линейчатых диаграмм. Рассмотрим использование Мастера диаграмм для построения линейчатой диаграммы, позволяющей сравнить количество населения в восьми наиболее населенных странах мира (табл. 1.10).
Таблица 1.10. Население некоторых стран мира |
|
А |
В |
1 |
Страна |
Население (млн чел.) |
2 |
Китай |
1273 |
3 |
Индия |
1030 |
4 |
США |
279 |
5 |
Индонезия |
228 |
6 |
Бразилия |
175 |
7 |
Россия |
146 |
8 |
Бангладеш |
131 |
|
На первом шаге необходимо выделить в таблице диапазон исходных данных и выбрать тип диаграммы. В данном случае диапазон - А2:В8, тип - линейчатая диаграмма.
На втором шаге необходимо определить, в строках или столбцах хранятся названия категорий и ряд данных, а также уточнить, в какой строке или каком столбце содержатся категории. В данном случае набор категорий (названия строк) содержится в столбце А, а ряд данных (численность населения) - в столбце В.
На третьем шаге необходимо настроить внешний вид диаграммы: ввести заголовок диаграммы (например, "Население некоторых стран мира") и названия оси категорий (например, "Страна") и оси значений (например, "Кол-во населения (миллионов человек)") и определить наличие горизонтальных линий сетки. Для идентификации столбцов вместо вывода под столбцами названий стран (категорий) удобнее использовать легенду.
На четвертом шаге необходимо выбрать вариант размещения диаграммы (например, на листе с данными).
В результате будет построена гистограмма, в которой высота столбцов пропорциональна численности населения в странах (рис. 1.7).
|
Рис. 1.7. Гистограмма с легендой |
Построение круговых диаграмм. Рассмотрим использование Мастера диаграмм для построения круговой диаграммы, позволяющей наглядно представить долю цены каждого устройства в общей цене компьютера (табл. 1.11).
Таблица 1.11. Цена устройств компьютера |
|
А |
В |
1 |
Наименование устройства |
Цена ( у. е.) |
2 |
Системная плата |
80 |
3 |
Процессор |
70 |
4 |
Оперативная память |
15 |
5 |
Жесткий диск |
100 |
6 |
Дисковод 3,5" |
12 |
7 |
Монитор |
200 |
8 |
Дисковод CD-ROM |
30 |
9 |
Корпус |
25 |
10 |
Клавиатура |
10 |
11 |
Мышь |
5 |
|
На первом шаге необходимо выделить в таблице диапазон исходных данных и выбрать тип диаграммы. В данном случае диапазон - А2:В11, тип - круговая диаграмма.
На втором шаге необходимо определить, в строках или столбцах хранятся названия категорий и ряд данных, а также уточнить, в какой строке или каком столбце содержатся категории. В данном случае набор категорий (названия устройств) содержится в столбце А, а ряд данных (цены) - в столбце В.
На третьем шаге необходимо настроить внешний вид диаграммы. Следует ввести заголовок диаграммы (например, "Доли цен устройств в цене компьютера"). Для идентификации секторов вместо вывода легенды отобразить рядом с секторами наименования категорий и значения долей цен устройств в процентах.
На четвертом шаге необходимо выбрать вариант размещения диаграммы (например, на отдельном листе).
В результате будет построена круговая диаграмма, в которой размеры угловых секторов пропорциональны долям цен устройств в общей цене компьютера (рис. 1.8).
|
Рис. 1.8. Круговая диаграмма без легенды |
Построение графиков. В качестве примера построения диаграммы типа график выполним построение графиков квадратичной функции у = х2-3 и функции квадратного корня у = Öx.
Функции представим в форме таблицы числовых значений аргумента и вычисленных значений функций.
На первом шаге необходимо выделить в таблице диапазон исходных данных и выбрать тип диаграммы. В данном случае диапазон - B1:J3, тип - график (табл. 1.12).
Таблица 1.12. Числовое представление квадратичной функции у = х2-3 и функции квадратного корня у = Öx+4. |
|
А |
В |
С |
D |
Е |
F |
G |
H |
I |
J |
1 |
x |
-4 |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
y = x^2-3 |
13 |
6 |
1 |
-2 |
-3 |
-2 |
1 |
6 |
13 |
3 |
Y=КОРЕНЬ(X+4) |
0 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
|
На втором шаге необходимо определить, в строках или столбцах хранятся названия категорий и ряды данных, а также уточнить, в какой строке или каком столбце содержатся категории. В данном случае набор категорий содержится в строке значений аргумента функций (строке 1), а рядами данных являются вычисленные значения функции у = х 2 - 3 (строка 2) и функции у = Öx+4. (строка 3) (табл. 1.12).
На третьем шаге необходимо настроить внешний вид диаграммы: ввести заголовок диаграммы и названия осей, уточнить параметры шкал осей категорий и значений, определить наличие и внешний вид сетки и легенды и т. д.
На четвертом шаге необходимо выбрать вариант размещения диаграммы: на отдельном листе или на листе с данными (внедренная диаграмма).
В результате будут построены два графика функций у = х 2 - 3 и у = Öx+4., маркеры которых имеют координаты у, равные значениям рядов данных, и координаты х, равные значениям ряда категорий (рис. 1.9).
|
Рис. 1.9. Диаграмма типа график со шкалами осей и легендой |
Контрольные вопросы
1. Какие действия необходимо произвести в процессе построения диаграммы с помощью Мастера диаграмм на первом, втором, третьем и четвертом шагах?
Задания для самостоятельного выполнения
1. Практическое задание. Постройте диаграмму, показывающую значения в миллиметрах некоторых единиц измерения длины, пользуясь приведенными в таблице данными.
Единица длины |
Значение ( мм) |
1 сантиметр |
10 |
1 аршин |
710 |
1 вершок |
44,4 |
1 фут |
304,8 |
1 дюйм |
25,4 |
2. Практическое задание. Постройте диаграмму, показывающую распределение вами времени суток на различные виды деятельности (сон, учеба, выполнение домашних заданий, развлечения и др.).
3. Практическое задание. Постройте график линейной функции у = 5х - 2 на отрезке [-5; 5] с шагом 1.
|