Информатика на пять О нас
 Добавить в избранное
5byte.ru
 Теория
 8 класс
 9 класс
 10 класс
 11 класс
Задания
 8 класс
 9 класс
 10 класс
 11 класс
Книги
Тесты
ЕГЭ
Turbo Pascal 7
 Описание
 Задачи
HTML
Рефераты

7.3. Работа со структурами данных

Возможность выделения и освобождения области памяти позволяет создавать структуры данных с переменным числом элементов - динамические структуры. Чаще всего используют т. н. связанные структуры, когда среди элементов устанавливается некоторая иерархия, например наподобие генеалогического дерева. Среди таких структур наибольшее распространение в различных практических приложениях получили линейные структуры (списки) и структуры-деревья (более подробно о разнообразии структур см., например, [6,7]. В связных структурах обычно используются однотипные элементы. Каждый элемент имеет две различные части:

  • информационную часть - та часть, которая содержит всю информацию о том или ином объекте (например если это структура целых чисел, то значение конкретного числа);
  • ссылку на соседний элемент (соседние элементы) в конкретной иерархии элементов (например, если структура является списком, то ссылка на элемент, стоящий в списке непосредственно за данным элементом, а может быть, и на предыдущий элемент).

Наиболее удобно для фиксации такой информации использовать тип-запись. Однако при задании такого типа элемента возникает определенная трудность, связанная с тем, что этот тип должен содержать тип-указатель на элемент структуры, который, в свою очередь, нельзя определить, пока не определен тип элемента. При этом, в какой бы последовательности ни определялись эти типы, будет нарушено правило, гласящее, что использовать можно только те элементы программы, которые определены ранее. Для устранения этого препятствия в языке Паскаль сделано исключение из указанного правила по отношению к двум типам данных, один из которых является типом-указатель на объект второго типа.

Пример. Тип элемента структуры, содержащего символьную информацию в виде строки.

type  
   pPoint = ^Elem; {указатель на элемент}
   Elem = record  
     Info: string[80];  
     Point: pPoint  
   end; {тип элемента структуры}

При работе с динамическими структурами данных выполняются следующие основные операции:

  • добавление элемента структуры;
  • исключение элемента структуры;
  • поиск элементов структуры по какому-то признаку.

В разных структурах эти операции выполняются по-своему. В качестве примера рассмотрим добавление и исключение элементов из линейного списка, называемого очередью, - структуры, в которой добавление элементов осуществляется с одной стороны, а исключение - с другой стороны списка.

Пусть элемент структуры имеет информационную часть, представляющую собой одно целое число. Тогда тип такого элемента может выглядеть следующим образом:

type pPoint= ^Elem;
    Elem = record
         Info: Integer;
         Point: pPoint
    end;

Для работы с очередью введем следующие переменные:

var
   Ро, РоВ, РоЕ: pPoint;
   X: Integer;

Предположим, что вначале в очереди нет элементов - очередь пуста. Этот факт можно зафиксировать следующим образом (рис. 1 а):

Рис. 1. Последовательность работы с очередью

Введем в очередь первый элемент. Для этого можно выполнить следующие действия:

Read(X) ; {чтение значения первого элемента}
New(Po); {выделение области под элемент}
Po^.Info := X; {информационная часть}
Ро^.Point := nil; {нет следующего элемента}
РоВ := Ро; {указатель начала очереди}
РоЕ := Ро; {указатель конца очереди}

После выполнения этих операторов возникнет ситуация, изображенная на рис. 1 б. На этом рисунке прямоугольником указан элемент очереди. Левая часть прямоугольника представляет собой информационную часть, а правая - ссылку на следующий элемент. Стрелками изображены указатели.

Для добавления следующего элемента можно записать:

Read(X) ;  
New(Po);  
Po^.Info := X;  
Ро^.Point := nil;  
РоE^.Point := Ро; {установление связей}
РоЕ := Ро;  

Полученная ситуация изображена на рис 1 в.

Рассмотренные выше две последовательности операторов по добавлению элементов похожи друг на друга и могут выполняться в цикле (с небольшой модернизацией).

Посмотрим теперь, как удалить первый элемент из очереди. Для этого можно выполнить следующие действия:

if Pon <> nil then  
  begin  
    Ро := РоВ^.Point; {указатель на второй элемент}
    Dispose (PoB); {освобождение области}
    РоВ := Ро  
  end;  

Полученная ситуация изображена на рис. 1 г.

При освобождении элементов структуры следует особое внимание уделять сохранению необходимых связей, т. к. в противном случае можно потерять часть или даже все оставшиеся элементы структуры. В рассмотренном примере для этой цели использовалась переменная Ро.





 У Вас есть материал пишите нам
 
    Copyright © 2008    
Rambler's Top100