Информатика на пять О нас
 Добавить в избранное
5byte.ru
 Теория
 8 класс
 9 класс
 10 класс
 11 класс
Задания
 8 класс
 9 класс
 10 класс
 11 класс
Книги
Тесты
ЕГЭ
Turbo Pascal 7
 Описание
 Задачи
HTML
Рефераты

17.3. Система окон среды

Практически все основные операции в среде осуществляются с помощью окон - выделенных участков поля экрана, в которых размещается определенная информация. Пользователь может открыть или закрыть окно или несколько окон, разместить их встык и с перекрытиями, переместить по экрану, изменить их размеры вплоть до размера поля экрана. Каждое окно выделяется на экране цветом и окаймляющей рамкой.

Можно открыть одновременно любое количество окон (ограничением здесь является свободная оперативная память), но активным - доступным для выполнения тех или иных операций - может быть в каждый момент только одно окно. Активное окно размещается всегда поверх остальных окон, если имеется перекрытие, и выделяется двойной окаймляющей рамкой, в то время как остальные окна имеют одинарную рамку (исключение составляют окно пользователя, которое не имеет окаймляющей рамки, и окна меню, которые в активном состоянии имеют одинарную рамку). Все действия, которые в настоящий момент осуществляются, относятся, как правило, к активному окну. Хотя можно открывать любое количество окон, увеличивать их число более 9 нецелесообразно, т. к. в этом случае возникают некоторые трудности с активизацией последующих окон.

Окно окаймлено или двойной (если оно активно), или одинарной (если оно пассивно) рамкой. На этой рамке размещается различная служебная информация. В середине верхней части рамки располагается имя окна (или файла, помещенного в окне) - см. рис. 5. Исключение составляют окна меню, которые всегда окаймлены одинарной рамкой, на которой нет служебной информации, а также окно пользователя, представляющее собой окно операционной системы, не имеющее рамки.

Используемые в среде окна имеют в том или ином объеме средства управления. К ним относятся: средства активизации окна, средства распахивания окна на все поле экрана, средства перемещения окна по экрану, средства изменения размера окна, средства быстрого перемещения по тексту, помещенному в окне, кнопки управления, триггерные списки, селективные списки, блоки ввода, списки предыстории, средства закрытия окна.

Используемые в среде Turbo Pascal 7.0 окна можно разбить на четыре категории, отличающиеся своими функциями и средствами управления:

  • окна редактирования;
  • окна диалога;
  • информационные окна;
  • окна меню.

17.3.1. Окна редактирования

Окна редактирования предназначены для размещения и редактирования в них текстов программ (см. рис. 5.).

Рис. 5. Окно редактирования

Окна редактирования открываются из меню File (работа с файлами) выбором элемента File| Open или File|New - см. п. 17.5.1, либо с помощью клавиши быстрого управления F3 - см. п. 17.5.12 и приложение Б. Здесь и в дальнейшем в именах меню и элементах меню полужирным шрифтом выделены буквы, набрав которые можно вызвать соответствующее меню или его элемент (следует иметь в виду, что для выбора элемента основного меню следует нажать соответствующую клавишу в сочетании с клавишей Alt). Та или иная команда меню будет задаваться с указанием маршрута к ней, состоящего из имен меню и подменю, которые следует открыть, чтобы дойти до команды, разделенных символом |.

В середине верхней части рамки размещается имя файла, помещенного в окно для редактирования. Если у файла имени нет (создается новый файл), ему присваивается условное имя NONAME с соответствующим порядковым номером, начиная с нуля. Если файл имеет такое имя, то при записи на диск это имя нужно будет переопределить (при этом расширение можно не указывать - файлу автоматически будет присвоено расширение .PAS). Если один и тот же файл открыт одновременно в нескольких окнах, то кроме имени файла отображается также и номер копии.

В правом верхнем углу размещается номер открытого окна (идет сквозная нумерация всех открытых окон, независимо от того, к каким группам они принадлежат), если его номер не более 9. Если окно имеет отображаемый номер, его можно активизировать, набрав комбинацию клавиш Alt+<номер окна>. Если хотя бы часть окна отображена на экране, это окно можно также активизировать, подведя в любое место отображаемого участка окна курсор "мыши" и кратковременно нажав ее левую клавишу. Кроме этого любое открытое окно можно активизировать выбором элемента меню Window | List (см. п. 17.5.9).

В этом же углу расположена пиктограмма быстрого раскрытия окна на все поле экрана и возвращения его первоначального размера. Если в этом углу изображение [#], то, подведя к стрелке курсор "мыши" и нажав левую клавишу, можно раскрыть окно до всего поля экрана. Одновременно появится новое изображение [2]. Если теперь опять к этой новой стрелке подвести курсор "мыши" и нажать левую клавишу, будут возвращены первоначальные размеры окна. Раскрыть окно и снова вернуть его первоначальные размеры можно и другим способом: следует подвести курсор "мыши" к любой точке верхней горизонтальной линии рамки, за исключением изображения [], и дважды кратковременно нажать левую клавишу. Таким же образом можно раскрытое окно свернуть до первоначального размера.

С помощью верхней части рамки можно перемещать окно по экрану. Для этого следует подвести курсор "мыши" к любой точке верхней линии за исключением пиктограмм [2], [#], [] . Далее следует нажать левую клавишу и, не отпуская ее, отбуксировать окно в нужное место экрана перемещением "мыши".

Правый нижний угол можно использовать для изменения размера окна. Для этого следует подвести курсор "мыши" к этому углу, нажать левую клавишу и, не отпуская ее, переместить "мышь".

В левом нижнем углу, где расположен курсор окна редактирования, размещаются номера строки и столбца текста. Кроме того, если в тексте были произведены изменения, левее этих чисел появляется символ *.

На правой и нижней частях рамки размещены линейки вертикального и горизонтального скроллинга (прокрутки). Используя их, можно с помощью "мыши" осуществлять быстрое перемещение по тексту окна. Для этого можно поместить курсор "мыши" на соответствующую линейку к тому ее краю, который соответствует направлению перемещения по тексту, и нажать на левую клавишу "мыши". Текст будет перемещаться в окне в нужном направлении. Другая возможность перемещения по тексту - захватить на линейке символ "мышью", аналогично тому, как это осуществлялось для верхней линии и правого нижнего угла рамки, и отбуксировать его в то место линейки, которое соответствует расположению требуемой информации.

В левом верхнем углу размещена пиктограмма закрытия окна []. Для того чтобы закрыть окно, следует подвести курсор "мыши" к пиктограмме и нажать левую клавишу.

Разновидностью окна редактирования является окно промежуточного буфера (Clipboard). Данные в этот буфер переносятся командами меню Edit|Cut (удалить информацию) или Edit | Сору (скопировать информацию) из любого окна редактирования или окна контекстной помощи. Из окна контекстной помощи в промежуточный буфер можно поместить также пример с помощью команды меню Edit | Copy example (скопировать пример). Информацию из этого буфера можно перенести в любое окно редактирования командой меню Edit | Paste (добавить информацию). Текст в окне промежуточного буфера можно редактировать, как и в любом окне редактирования.

Окно вызывается командой меню Edit| Show clipboard.

Все действия осуществляются либо с помощью "мыши", либо с помощью клавиш управления курсором.

17.3.2. Окна диалога

Окна диалога широко используются в системе меню для просмотра и задания различных режимов работы или необходимых параметров. В качестве примера на рис. 6 приведено окно диалога, с помощью которого можно выбрать существующий файл и поместить его либо в уже открытое окно (заменить в нем уже размещенный файл), либо в новое окно. К этому окну диалога можно перейти с помощью команды меню File|Open).

Рис. 6. Окно диалога для выбора файла

Помимо уже известных элементов - рамки (она всегда двойная, т. к. открытое окно диалога может быть только активным, и для перехода к другому окну его следует закрыть), заголовка, пиктограммы закрытия - окно диалога может содержать следующие элементы: кнопки управления, триггерные списки, селективные списки, блоки ввода, списки выбора, списки предыстории, информационную часть. Окно диалога не имеет номера, пиктограммы быстрого раскрытия окна и, как правило, линеек скроллинга. Нельзя также менять размер окна, хотя перемещать его по полю экрана с помощью верхней части рамки можно.

Указанные выше дополнительные элементы окна диалога, за исключением информационной части, можно выбрать (активизировать) либо с помощью "мыши", либо с помощью клавиши Tab или комбинации Shift+Tab. Несколько иначе активизируется список предыстории (см. ниже). Если в имени того или иного элемента выделена другим цветом какая-то буква (например, у кнопок Open и Replace), активизировать элемент можно также нажав эту клавишу в сочетании с клавишей Alt.

Так же как и окно редактирования, окно диалога можно перемещать по полю экрана.

Кнопки управления окна (на рис. 6 - кнопки Open, Replace, Cancel и Help) служат для выполнения определенных действий в процессе работы с окном. Обычно три кнопки - OK, Cancel и Help - являются стандартными и присутству- ют практически у всех окон диалога (правда, в рассматриваемом примере кнопки ОК нет, но она присутствует в примере на рис. 7). Применение кнопки ОК означает, что внесенные изменения в процессе работы с окном являются правильными и их следует запомнить в среде. Кнопка Cancel отменяет все внесенные изменения и оставляет то состояние параметров, которое.было до обращения к окну диалога. Кнопка Help позволяет использовать контекстную помощь. У окна могут быть и другие кнопки управления (например, Open и Replace в рассматриваемом примере), позволяющие выполнять те или иные дополнительные действия. Для того чтобы выполнить конкретное действие, связанное с кнопкой, следует курсор "мыши" поместить на эту кнопку и нажать левую клавишу. Возможен и другой способ использования кнопок. Выбрать соответствующую кнопку можно, нажимая клавишу табуляции Tab (или комбинацию Shift+Tab). Соответствующая кнопка высветится другим по сравнению с остальными кнопками цветом. Далее для выполнения действий, связанных с этой кнопкой, необходимо нажать клавишу Enter. Кнопка ОК, если она присутствует, используется по умолчанию (выбирать ее не нужно, достаточно лишь нажать клавишу Enter).

Триггерные списки и селективные списки похожи друг на друга, и единственным отличием их является то, что в селективном списке можно в каждый момент времени выбрать только один элемент, а в триггерном списке - любое количество. На рис. 7 приведен один триггерный список - Debugger (отладчик) - и один селективный список - Display swapping (высвечивание на экране).

Рис. 7. Окно диалога для выбора режима отладчика

Для того чтобы установить в триггерном списке тот или иной параметр либо сбросить его, следует курсор "мыши" поместить на строчку с этим параметром и нажать левую клавишу. В этом случае в квадратных скобках перед параметром появится символ X (см. на рис. 7 параметр Integrated - интегрированный отладчик), означающий, что данный параметр выбран. Если теперь повторно нажать левую клавишу, символ X пропадет, что означает, что данный параметр не используется (см. другие параметры того же списка). Для выбора параметра в селективном списке следует поступить аналогичным образом, только после нажатия левой клавиши теперь уже в круглых скобках, стоящих перед выбираемым параметром, появится символ ? (см. на рис. 7 параметр Smart - высвечивать по мере необходимости). При этом аналогичный символ, стоящий перед каким-либо другим параметром списка пропадет, т. к. в селективном списке можно выбрать только один параметр. Повторное нажатие левой клавиши "мыши" ни к чему не приведет. Те же операции можно выполнить и с помощью клавиатуры. Для этого сначала следует выбрать требуемый список, нажатиями клавиши Tab или комбинации Shift+Tab, как это производилось для кнопок управления, а затем клавишами "стрелка вниз" или "стрелка вверх" выбрать соответствующий параметр. В триггерном списке после этого необходимо нажать клавишу пробела.

Блоки ввода (на рис. 6 имеется блок ввода - Name - имя файла) предназначены для ввода текстовой информации в среду. Для того чтобы поместить необходимую информацию в блок ввода, можно воспользоваться четырьмя вариантами действий.

Во-первых, можно набрать текст непосредственно с помощью клавиатуры, ис-- пользуя возможности встроенного редактора. При этом вводимая информация может быть по размеру больше, чем окно блока ввода - в этом случае будет осуществляться скроллинг.

Во-вторых, при работе с рядом окон диалога, связанных с использованием текста окна редактирования, можно непосредственно использовать этот текст. Для этого перед обращением к окну диалога курсор окна редактирования можно поставить на необходимое слово в тексте, и после входа в окно диалога блок ввода будет содержать выбранное слово. Далее его можно при необходимости отредактировать. Если из текста следует ввести больше одного слова (например, переменную типа-записи и поле этой переменной), то, используя клавишу "стрелка вправо", можно добавить из текста симолы, находящиеся справа от преносонного слова.

В-третьих, можно использовать список выбора (в примере на рис. 6 - список Files), представляющий собой перечень возможных величин, которые можно поместить в блок ввода. Выбор в этом случае можно осуществить либо с помощью "мыши", как это осуществлялось при работе с кнопками, либо с помощью клавиатуры. В последнем случае нужно сначала выделить список выбора с помощью клавиши Tab или комбинации Shift+Tab, а затем клавишами "стрелка вниз", "стрелка вверх", "стрелка вправо" и "стрелка влево" выбрать соответствующий элемент, после чего нажать клавишу Enter. В ряде случаев список выбора может быть снабжен линейками скроллинга (как на рис. 6).

Наконец, в-четвертых, для занесения информации в блок ввода можно воспользоваться списком предыстории. Список предыстории представляет собой упрощенное окно, обрамленное двойной рамкой (т. к. оно всегда является активным, и переход к другому окну возможен только после его закрытия) без заголовка, на котором расположены пиктограмма закрытия окна и линейки скроллинга. Перемещать это окно по полю экрана нельзя. Окно содержит строки информации, которые ранее набирались в блоке ввода. Вызов списка предыстории можно осуществить либо с помощью "мыши", выбрав символ "стрелка вниз", стоящий после блока ввода в окне диалога, либо нажав на клавиатуре клавишу "стрелка вниз". Выбранная в списке предыстории информация выделяется цветом. Для перехода от одной строки к другой можно воспользоваться либо "мышью", либо клавишами "стрелка вниз" или "стрелка вверх". После выбора требуемой строки информации ее следует перенести в блок ввода. Эту операции мо- жно осуществить либо двукратным нажатием левой клавиши "мыши", либо нажатием клавиши Enter. При переносе информации список предыстории исчезает с экрана. Если информация, накопленная в списке предыстории, не подходит, из него можно выйти, не переписывая информацию в блок ввода. Для этого можно либо выбрать с помощью "мыши" пиктограмму закрытия окна, либо нажать клавишу Esc.

Для закрытия окна диалога с выполнением тех или иных действий следует воспользоваться соответствующей кнопкой управления. Чтобы закрыть окно без выполнения каких либо операций, можно воспользоваться пиктограммой закрытия окна или нажать клавишу Esc.

В ряде случаев в окне диалога имеется информационная часть (справочные сведения, значения вычисляемых величин и т. д.). Например, на рис. 6 помещена краткая информация о текущем файле - размер, время создания и т. д.

Окна диалога, как правило, вызываются из тех или иных окон меню (например, окно точек останова вызывается командой меню Debug (Breakpoints - см. рис. 8).

Рис. 8. Окно точек останова

Это окно (Breakpoints) имеет список выбора и шесть кнопок управления. Список выбора содержит следующую информацию о всех точках останова: имя файла, в котором задана точка останова (Breakpoint List); номер строки файла, в которой задана точка останова (Line); условие, при котором осуществляется останов (Condition), - этого параметра может и не быть; безусловная точка останова; номер попадания в точку останова, при котором действительно происходит останов в данной точке (Pass), - если этот параметр равен нулю, останов происходит при любом попадании в эту точку, если к тому же не задано условие останова.

Помимо двух стандартных кнопок управления ОК и Help имеется еще четыре кнопки. Кнопка Edit позволяет отредактировать точку останова (изменить имя файла, номер строки, условие останова и общее число остановов в этой точке). Осуществляется это с помощью специального окна редактирования точек останова, которое появляется при нажатии кнопки Edit. Кнопка Delete удаляет выделенную точку останова. Кнопка View позволяет перейти к соответствующей точке останова в файле. Наконец, кнопка Clear all удаляет все точки останова.

Разновидностью этой категории окон является окно со списком открытых окон. В это окно (Window List) входят список выбора и четыре кнопки управления.. Список выбора содержит перечень имен открытых окон, и в нем можно выбрать конкретное имя с помощью "мыши" или клавиш клавиатуры. Выбранное имя выделяется цветной полосой. Помимо трех стандартных кнопок управления OK, Cancel и Help имеется четвертая кнопка Delete, с помощью которой можно закрыть выделенное окно.

Окно вызывается командой меню Window | List.

К категории окон диалога упрощенного вида (они содержат только информационную часть и кнопки управления) относятся и окна, в которые помещаются различные предупреждения пользователю, например, о недостатке оперативной памяти или о том, что удаляемый файл изменен и его, возможно, следует сохранить на диске, и т. д. Эти окна появляются в поле экрана автоматически по мере необходимости.

17.3.3. Информационные окна

Информационные окна служат для размещения в них данных, получаемых программой, и других данных о текущем вычислительном процессе. Эти окна имеют те же элементы управления и индикации, что и окна редактирования, за исключением индикации номера строки и столбца. К этой категории относятся:

  • окно отладки;
  • окно используемых подпрограмм;
  • окно регистров;
  • окно выходных результатов;
  • окно сообщений (только в версии 7.0);
  • окно информационной помощи.

Окно отладки (Watches) предназначено для размещения в нем наблюдаемых параметров, значения которых постоянно вычисляются во время выполнения программы. Вызывается оно командой меню Debug | Watch.

В окно используемых подпрограмм (Call stack) помещаются имена всех подпрограмм, которые были вызваны в данный момент времени. Таким образом можно наблюдать вложенность этих подпрограмм и последовательность вызова подпрограмм друг другом. Вызывается оно командой меню Debug | Call stack.

Окно регистров (CPU) содержит значения всех регистров и флагов центрального процессора. Оно несколько отличается от других окон этой категории - у него нельзя менять размеры. Его информацию удобно использовать, если отдельные части программы написаны на встроенном ассемблере. Окно вызывается командой меню Debug I Register.

В окно выходных результатов (Output) выводятся результаты работы программы и все команды и сообщения операционной системы. Вызывается оно командой меню Debug | Output.

В окно сообщений (Messages) помещаются результаты работы внешних прог- В окне информационной помощи (Help) размещается справочная информация, которую запросил пользователь. Вызов этой информации рассмотрен в пп. 17.5.10 и 17.9.

К этой же категории относится окно пользователя, фактически повторяющее окно выходных результатов, но не имеющее ни рамки, ни элементов управления. Окно вызывается командой меню Debug | User screen. Для возврата из окна в среду следует нажать любую клавишу.

17.3.4. Окна меню

Окна меню обеспечивают ветвящуюся структуру меню интегрированной среды. Сюда же в версии 7.0 добавлено локальное меню, связанное с правой клавишей "мыши". Пример окна меню Compile (компиляция) приведен на рис. 9.

Рис. 9. Окно меню Compile

Каждая строка окна представляет собой команду, имя меню следующего уровня (подменю) или имя окна диалога. Строка имени подменю завершается стрелкой, направленной вправо ®, например, строка Environment (среда) в меню Options. Если строка представляет собой имя окна диалога, то она завершается тремя точками, например строки Primary file (исходный файл) и Information (информация) на рис. 9. В некоторых строках добавляется название клавиш быстрого управления, с помощью которых можно выполнить те же действия (см. п. 17.5.12).

Отдельные строки меню могут быть объединены по смыслу в группы. Группы отделяются друг от друга горизонтальными линиями.

Выбрать ту или иную строку меню можно либо с помощью "мыши", подведя курсор "мыши" к соответствующей строке, после чего следует нажать и отпустить левую клавишу, либо с помощью клавиш "стрелка вниз" или "стрелка вверх" и затем нажимая клавишу Enter.

В каждой строке меню одна буква названия может быть выделена особым цветом. В этом случае выбрать соответствующую строку меню можно, нажав клавишу с этой буквой. Если в строке ни одной выделенной буквы нет, а буквы изображены тусклым цветом, это означает, что данная строка не активна в данной ситуации и не выполняет соответствующие функции. В этом случае ее нельзя выбрать и первыми двумя способами.

Окна меню вызываются из основного меню или из соответствующих подменю, а локальное меню - нажатием правой клавиши "мыши" или комбинацией клавиш быстрого управления Alt+F10.





Led светильники потолочные накладные светодиодные потолочные светильники.
 У Вас есть материал пишите нам
 
    Copyright © 2008    
Rambler's Top100